:

Выступление И.Величко, начальника главного управления многосторонней дипломатии МИД Беларуси, на мероприятии «Универсальность и неделимость прав человека для всех: Практика государств»

03.07.2024 г.

56-я сессия Совета ООН по правам человека

Женева

 

Я благодарна за возможность выступить на этом очень важном и актуальном мероприятии.

Приятно отметить, что в этом году мы объединили усилия двух министерств иностранных дел — Беларуси и России — и подготовили совместный доклад, посвященный ситуации с правами человека в отдельных странах.

Этот документ представляет собой практический пример тесного сотрудничества между министерствами иностранных дел двух стран в привлечении внимания к вызовам, с которыми сталкивается международное сообщество в области прав человека.

Доклад размещен на веб-сайтах двух министерств.

Цель доклада — обратить внимание на следующие аспекты.

Первое. Идеальных стран не существует.

Доклад на конкретных примерах наглядно демонстрирует существующие проблемы в правозащитном «досье» именно тех стран, которые провозгласили себя главными экспортерами «демократических ценностей» и навязывают свои стандарты другим суверенным государствам, зачастую вмешиваясь в их внутренние дела.

Второе. Ни у кого нет и не может быть монополии на права человека.

Волюнтаристский подход к реализации концепции прав человека, которая сама по себе должа служить благу всего человечества, не только не способствует глобальному миру и безопасности, достижению Целей устойчивого развития, но, напротив — фактически замедляет эти процессы.

Третье. Права человека не должны использоваться в качестве политического оружия.

Крайне важно понимать недопустимость использования прав человека в качестве инструмента войны, оказания политического давления на суверенные страны или применения односторонних принудительных мер.

Это необходимо для предотвращения дальнейшей поляризации мира на основе политических разногласий по правам человека.

Доклад представлен в отношении более чем 40 государств, в основном западных.

Расовое превосходство, преследование СМИ, транслирующих альтернативные мнения, преследование инакомыслия, борьба с исторической памятью — вот типичные нарушения прав человека на Западе, представленные в Докладе. Права на труд, образование, достойный уровень жизни и жилье также относятся к «забытым» правам человека. Даже право на безопасную жизнь в некоторых западных странах остается под вопросом.

Доклад содержит множество примеров на эти темы, подкрепленных соответствующими фотографиями и ссылками на видео. Но не удивляйтесь, если вы не сможете найти в Интернете некоторые фотографии или видео, использованные в документе. Западные страны контролируют СМИ и подвергают цензуре все, что наносит серьезный удар по их хваленой демократии.

Мы не критикуем. Мы излагаем факты.

Сейчас я хотела бы остановиться на некоторых эпизодах нарушений, включенных в Доклад, которые особенно волнуют Беларусь, поскольку представляют прямую угрозу нашей безопасности и ложатся дополнительным бременем на нашу экономику и социальную сферу. Складывающаяся ситуация в условиях введенных незаконных санкций и полного отказа ЕС от приграничного сотрудничества с Беларусью приобретает все более острый характер.

В последние годы в Польше, Литве, Латвии и Эстонии участились проявления ксенофобии и нетерпимости по отношению к мигрантам.

С 2021 года организация Human Rights Watch фиксирует серьезные злоупотребления в отношении мигрантов со стороны польских пограничников, включая принудительные выталкивания в Беларусь, которые привели к гибели людей, в том числе детей, по меньшей мере в 55 случаях. Официальная Варшава подверглась критике со стороны правозащитных организаций за категорическое нежелание пропускать просителей убежища и оказывать им медицинскую, юридическую и другую помощь. Жестокое обращение польских пограничников с беженцами стало достоянием общественности. Вы можете найти множество ссылок на них в Докладе.

Польша разработала нормативную базу, которая позволит органам исполнительной власти отказывать в приеме мигрантов. В августе 2021 года польское правительство приняло поправки к Закону об иностранцах 2013 года и Закону о предоставлении защиты иностранцам на территории Республики Польша от 2003 года. Эти поправки позволяют исполнительным пограничным органам немедленно выдворять мигрантов, которые пытаются попасть на территорию Польши в обход официальных пограничных проверок.

Более того, недавно принятый в Польше закон разрешает пограничникам применять огнестрельное оружие против нелегальных мигрантов. Это может привести к еще большему насилию и гибели, в том числе самых уязвимых.

С апреля 2021 года Вильнюс принимает меры по борьбе с наплывом беженцев, нелегальных мигрантов и просителей убежища. Власти допускают дискриминацию, в результате чего для одних просителей создаются более благоприятные условия, а другие подвергаются насилию и задержанию. Наблюдается приток людей, в основном из Азии и Африки, спасающихся от вооруженных конфликтов и неблагоприятных условий жизни в своих странах.

В июле 2021 года Литва приняла закон, ограничивающий обжалование отказов в предоставлении убежища и разрешающий депортацию во время процесса обжалования.

1 августа 2021 года литовские власти узаконили практику выталкивания: мигрантов просто заставляли возвращаться на территорию Беларуси. Принцип «выталкивания» также закреплен в постановлении Сейма о чрезвычайном положении, принятом 13 сентября 2022 года.

На проблему миграции обратила внимание Amnesty International. В июле 2022 года организация опубликовала доклад, в котором обвинила руководство страны в расизме и жестоком обращении с беженцами из Африки и Ближнего Востока. Отмечается, что литовские власти не одинаково относятся ко всем просителям убежища — эта разница особенно заметна на фоне «самого дружелюбного» отношения к украинцам в стране. В документе также говорится о пытках, бесчеловечных условиях содержания, случаях сексуального насилия, отказе в доступе к процедурам предоставления убежища и принуждении беженцев к возвращению домой.

В конце 2023 года Следственный комитет Беларуси возбудил шесть уголовных дел о насилии над мигрантами со стороны литовских пограничников.

В феврале 2023 года Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам выразил озабоченность тем, что Литва продолжает высылать просителей убежища и мигрантов, и до сих пор есть случаи препятствования пересечению границы этими людьми.

Комитет ООН по правам ребенка в феврале 2024 года призвал власти Литвы прекратить негативную практику задержания детей-мигрантов, их насильственного выдворения и принять меры по улучшению социально-экономического положения таких детей, в том числе тех, кто въехал в страну нелегально, а также предоставить несопровождаемым детям-мигрантам все социальные льготы, предусмотренные национальной системой защиты детей.

В Латвии также наблюдается дискриминационное отношение к мигрантам.

Эта проблема была отмечена многими международными правозащитными механизмами. Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев неоднократно обращало внимание на необходимость пересмотра политики Латвии в отношении беженцев на границе с Беларусью.

9 августа 2022 года Комиссар Совета Европы по правам человека направила письмо в Министерство внутренних дел Латвии, в котором призвала власти «обеспечить доступ представителей гражданского общества, международных организаций и СМИ в приграничные районы для оказания адекватной гуманитарной помощи нуждающимся» и «защищать границы таким образом, чтобы это соответствовало обязательствам страны по Европейской конвенции о правах человека».

Агентство ЕС по фундаментальным правам человека указало, что в Латвии неоднократно происходили случаи «выдворения» или «вытеснения» нелегальных мигрантов через границу.

Дискриминационные действия латвийских властей подкреплены примерами из реальной жизни. С ними вы можете ознакомиться в Докладе.

Но не только мигранты страдают от политики правительств стран, граничащих с Беларусью.

Туристы и обычные люди, пересекающие западную границу Беларуси и отправляющиеся в гости к родственникам, подвергаются жестокому и бесчеловечному обращению. Людей запугивают, им угрожают.

С 2021 года Литва, Латвия и Польша систематически ограничивают права людей на свободу передвижения.

По инициативе этих стран почти все пограничные переходы на границе с Беларусью закрыты, что вынуждает людей стоять в длинных очередях. Грузовой транспорт на неопределенное время задерживается на границе. Сотни тяжелых грузовиков, доставляющих гуманитарный груз, не могут доставить его вовремя.

Литовские власти намеренно создают препятствия для посещения белорусами и литовцами, проживающими в приграничных районах, родственников и друзей, а также для коммерческих и туристических поездок. На фоне безвизового режима, поддерживаемого белорусской стороной для жителей Литвы, Латвии и Польши, литовские власти значительно усложнили выдачу въездных виз для граждан Беларуси.

3 июня 2024 года вступили в силу дискриминационные ограничения, позволяющие литовским таможенникам конфисковывать продукты питания, лекарства и другие товары для личного пользования у граждан Беларуси, Литвы и третьих стран при въезде в Литву или транзите через литовскую территорию. При этом ни гражданство, ни возраст, ни состояние здоровья лиц, пересекающих границу, не учитывались.

5 июня 2024 года литовские таможенные власти, учитывая массовые протесты литовцев, пошли на некоторые уступки, разрешив провозить продукцию — ВНИМАНИЕ! — в открытой упаковке! Ситуация, сознательно созданная литовской стороной, представляет собой бесчеловечную тиранию.

Мы неоднократно предлагали вернуться к нормальному взаимодействию между специализированными пограничными структурами соседних с Беларусью стран. Мы последовательно выступаем за диалог и надеемся на установление контактов с нашими западными соседями. Как гласит славянская пословица, соседей не выбирают — с ними просто дружат.

В заключение хочу сказать, что каждая страна уникальна в своем многообразии и не существует единого рецепта, который можно было бы применить ко всем обществам. Если мы признаем разнообразие путей развития, связанных с правами человека, мы сможем обеспечить реальную многосторонность, взаимопонимание, мир и справедливость во всем мире.

Версия для печати

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Сайт МИД
Перейти