:

Управление Верховного комиссара ООН по правам человека и Совет ООН по правам человека

Беларусь традиционно выступает против политизации прав человека, считая, что в основу международного сотрудничества в правозащитной сфере должен быть заложен комплексный подход к рассмотрению всех категорий прав и свобод человека, как гражданских и политических, так и экономических, социальных и культурных. 

Все права человека носят универсальный, неделимый, взаимозависимый и взаимодополняющий характер, к каждой категории прав человека необходимо подходить с одинаковых позиций и с равным вниманием.

Беларусь исходит из того, что все международные усилия по продвижению и защите прав человека должны основываться на принципах сотрудничества и равноправного диалога и быть направлены на укрепление национальных усилий государств-членов ООН по выполнению ими обязательств в области защиты прав человека.

Согласно последнему Докладу о развитии человеческого потенциала за 2019 год Программы развития ООН Беларусь занимает 50-е место в рейтинге индекса человеческого развития и входит в число ведущих стран с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала.

Беларусь досрочно достигла целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, касающихся начального образования, гендерного равенства, искоренения нищеты и голода, сокращения детской и материнской смертности.

Национальный план действий в области прав человека.

Беларусь располагает необходимой национальной платформой для поощрения и защиты прав человека, которая включает в себя законодательные и институциональные механизмы.

Беларусь является одной из немногих стран, которые приняли национальные планы действий в области прав человека (НПДПЧ).

Белорусский НПДПЧ был одобрен правительством в конце октября 2016 года и носит комплексный характер. Он включает в себя 100 мероприятий, направленных на содействие выполнению международных обязательств государства в области прав человека, в том числе, в частности, путем эффективного осуществления рекомендаций, вынесенных по итогам УПО, рекомендаций договорных органов по правам человека, а также реализации инициатив, определенных в качестве национальных приоритетов.

При подготовке данного плана примерно 40 национальным НПО и представительствам учреждений ООН в Беларуси была предоставлена возможность направить свои предложения по нему.

Осуществление НПДПЧ контролируется правительством на ежегодной основе. Министерство иностранных дел координирует процессы осуществления и отчетности. За прошедший период были подготовлены два отчета для правительства и ряд результатов стали предметом публичного обсуждения.

Учреждения ООН, организации гражданского общества и другие заинтересованные стороны были приглашены принять участие в осуществлении НПДПЧ.

В качестве предварительных результатов осуществления НПДПЧ можно отметить следующее:

  • присоединение к Конвенции о правах инвалидов и принятие национального плана действий по осуществлению этой Конвенции;
  • направление и представление всех необходимых периодических докладов договорным органам по правам человека, в том числе об осуществлении Международного пакта о гражданских и политических правах;
  • рассмотрение периодических докладов государства на открытой и транспарентной основе;
  • поощрение более широкого участия представителей гражданского общества в мероприятиях по правам человека, организуемых государственными властям;
  • поощрение публичных обсуждений международных тенденций в применении смертной казни.

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко на 26-й сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ (5 июля 2017 года, Минск) заявил: «Важнейшим элементом системного обеспечения всего комплекса прав и свобод граждан стала разработка первого в истории независимой Беларуси Национального плана по правам человека. В его реализацию максимально широко вовлечены государственные организации и гражданское общество».

Беларусь участвует в реализации Рамочной программы ООН по оказанию помощи в целях развития (РПООНПР), а также страновых программ ЮНИСЕФ и ЮНФПА, которые содержат правозащитные компоненты, и активно сотрудничает с учреждениями Организации Объединенных Наций и другими партнерами в целях их эффективного осуществления.

Кроме того, ежегодно при поддержке властей проводятся различные мероприятия, посвященные празднованию значительных дней прав человека, включая День без дискриминации, Международный день детей, Международный день памяти жертв Холокоста.

Сотрудничество с договорными органами по правам человека.

Беларусь является участником почти всех основных международных договоров о правах человека и стремится регулярно представлять доклады договорным органам.

В настоящее время Беларусь не имеет задержек с представлением отчетности.

В период с 2016 года по сей день Беларусь провела диалоги с Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) в октябре 2016 года, Комитетом по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД) в ноябре 2017 года, Комитетом против пыток (КПП) в апреле 2018 года, Комитетом по правам человека (КПЧ) в октябре 2018 года, Комитетом по правам ребенка (КПР) в январе 2020 года, представляя свои доклады.

Национальные доклады Комитету по экономическим, социальным и культурным правам (КЭСКП) и Комитету по правам инвалидов (КПИ) ожидают рассмотрения в 2021 году.

Кроме того, в 2015 году Беларусь обновила свой базовый документ (Common Core Document) в качестве неотъемлемой части периодических докладов, который отражает общую ситуацию в области прав человека.

Сотрудничество с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека.

Беларусь стремится развивать конструктивное и ориентированное на результат сотрудничество с УВКПЧ.

В 2016 году Беларусь официально пригласила Верховного комиссара посетить страну.

На протяжении длительного времени Беларусь и УВКПЧ плодотворно сотрудничали по вопросу борьбы с торговлей людьми на основе правозащитного подхода. В этой области был успешно реализован ряд международных проектов по оказанию технической помощи, включая учебные курсы для сотрудников правоохранительных органов из Беларуси и других стран.

Беларусь также предложила Управлению оказать поддержку осуществлению НПДПЧ. В октябре 2017 года Минск посетила миссия по оценке потребностей УВКПЧ. Эксперты УВКПЧ встретились с представителями белорусских профильных ведомств и обсудили перспективы сотрудничества. В результате этой миссии был согласован ряд конкретных областей для возможного оказания технической поддержки.

Так, например, в сентябре 2018 года Управление организовало для представителей органов государственной власти учебный курс по теме представления докладов договорным органам.

Беларусь также согласилась с назначением советника по правам человека в Представительстве Организации Объединенных Наций в Минске с целью содействия осуществлению НПДПЧ.

Сотрудничество с механизмами Совета ООН по правам человека.

Универсальный периодический обзор (УПО) – уникальный механизм Совета по правам человека, представляющий собой комплексный и всеобъемлющий обзор ситуации с правами человека во всех странах мира. Беларусь полностью поддерживает справедливый и равноправный характер УПО и принимает в нем регулярное участие.

В мае 2015 года Беларусь представила доклад Совету в рамках второго цикла УПО. По его результатам Беларусь получила 259 рекомендаций, из которых приняла к реализации 168, касающихся всего комплекса правозащитных обязательств, и к сведению 91.

Рассмотрение доклада Беларуси в рамках следующего третьего цикла УПО запланировано в ноябре 2020 года.

В декабре 2015 года в Минске прошел международный семинар «Реализация итогов Универсального периодического обзора: рассмотрение скоординированного подхода», который был организован совместно Министерством иностранных дел и Представительством ООН в Минске при поддержке со стороны УВКПЧ.

Беларусь направила постоянное приглашение девяти мандатариям тематических специальных процедур Совета по правам человека:

  • Специальному докладчику по свободе религий и убеждений;
  • Специальному докладчику по вопросу о праве каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья;
  • Специальному докладчику по вопросу о насилии в отношении женщин, его причинах и последствиях;
  • Специальному докладчику по вопросу о правах человека мигрантов;
  • Специальному докладчику по вопросу о праве на образование;
  • Специальному докладчику по вопросу о праве на питание;
  • Специальному докладчику по современным формам расизма;
  • Специальному докладчику по современным формам рабства;
  • Специальному докладчику по вопросу о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии.

Беларусь регулярно предоставляет мандатариям специальных процедур информацию по их запросам.

Беларусь продолжает не признавать мандат Специального докладчика ООН по вопросу о положении в области прав человека в Беларуси, созданный по пункту 4 повестки дня программы работы Совета по правам человека, и рассматривает его как механизм, который политически мотивированный и не имеет ничего общего с заботой о правах человека в Беларуси.

Взаимодействие с гражданским обществом.

Правительство ведет диалог с гражданским обществом по различным темам повестки дня в области прав человека.

В мае 2016 года, декабре 2017 года, апреле и сентябре 2018 года в Минске были проведены консультации экспертного уровня между государственными органами и организациями гражданского общества по вопросам гражданских и политических прав, а также предотвращения пыток. Они были инициированы Министерством иностранных дел в сотрудничестве с Представительством ООН в Минске и НПО в контексте осуществления национального плана действий в области прав человека.

В этих консультациях приняли участие представители и эксперты примерно 40 национальных НПО, представлявшие широкий спектр существующих в стране мнений.

Кроме того, НПО являются традиционными участниками многочисленных других тематических ежегодных национальных и международных мероприятий.

Практика такого обмена мнениями по вопросам повестки дня в области прав человека будет продолжена.

Двусторонние диалоги по правам человека

Беларусь демонстрирует все большую открытость и стремление к взаимодействию с ЕС и США по вопросам прав человека. С 2015 года в стране проводятся ежегодные двусторонние диалоги по правам человека с США и ЕС.

Права человека также являются постоянным пунктом повестки дня Координационной группы Беларусь–ЕС, которая проводит свои заседания дважды в год. Власти на регулярной основе приглашают организации гражданского общества принимать участие в мероприятиях Координационной группы и диалога по правам человека.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Сайт МИД
Перейти