Управление Верховного комиссара ООН по правам человека и Совет ООН по правам человека
Беларусь последовательно выступает против политизации прав человека, считая, что в основе международного сотрудничества в этой сфере должен быть равноправный и взаимоуважительный диалог между заинтересованными сторонами и комплексный подход к рассмотрению всех категорий прав и свобод человека, как гражданских и политических, так и экономических, социальных и культурных, а также права на развитие.
Все права человека носят универсальный, неделимый, взаимозависимый и взаимодополняющий характер, к каждой категории прав человека необходимо подходить с одинаковых позиций и с равным вниманием.
Беларусь с озабоченностью констатирует возросшую в последнее время политизацию в работе правозащитных механизмов ООН, а также Секретариата ООН, включая Управление Верховного комиссара ООН по правам человека. Это проявляется в отходе этих структур от принципа нейтральности, в том числе при подготовке документов, решений и заявлений по теме прав человека, а также в откровенном игнорировании и замалчивании многочисленных системных проблем и грубых нарушений прав человека в странах Запада.
Беларусь исходит из того, что международные усилия по продвижению и защите прав человека должны быть направлены на укрепление механизмов сотрудничества и конструктивных диалоговых «площадок» в Совете ООН по правам человека, как механизм универсального периодического обзора, а также национальных потенциалов государств-членов ООН по выполнению ими обязательств в области прав человека через сферу технического сотрудничества.
Рейтинговые оценки органов системы ООН и других международных организаций являются своего рода индикаторами результатов политики государств в области прав человека. Так, согласно Докладу о развитии человеческого потенциала за 2020 год Программы развития ООН Беларусь занимает 53-ю позицию по индексу человеческого развития и входит в число 66 стран с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала. Беларусь досрочно достигла целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, касающихся начального образования, гендерного равенства, искоренения нищеты и голода, сокращения детской и материнской смертности. В настоящее время энергичные усилия Правительства Беларуси нацелены на достижение Целей устойчивого развития.
Сотрудничество с договорными органами по правам человека
Беларусь является участником почти всех основных международных договоров по правам человека и стремится регулярно представлять доклады договорным органам.
В настоящее время Беларусь не имеет задержек с представлением отчетности.
В период с 2016 года по сей день Беларусь провела диалоги с Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) в октябре 2016 года, Комитетом по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД) в ноябре 2017 года, Комитетом против пыток (КПП) в апреле 2018 года, Комитетом по правам человека (КПЧ) в октябре 2018 года, Комитетом по правам ребенка (КПР) в январе 2020 года, Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам в феврале 2022 года (КЭСКП). Еще один периодический доклад Беларуси ожидает своего рассмотрения в Комитете по правам инвалидов (КПИ).
Сотрудничество с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека
Беларусь стремится развивать конструктивное и ориентированное на результат сотрудничество с УВКПЧ.
В знак своей открытости Правительство Беларуси неоднократно приглашало Верховного комиссара ООН по правам человека посетить страну, приняло с визитом миссию УВКПЧ по оценке потребностей в сфере технического сотрудничества, а также согласовало назначение в Представительство ООН в Беларуси старшего советника по правам человека, который осуществлял свою деятельность в 2018-2021 гг.
Длительное время Беларусь и УВКПЧ успешно сотрудничали по вопросу борьбы с торговлей людьми на основе правозащитного подхода, а также по реализации первого национального плана действий по правам человека. В сфере технического сотрудничества был успешно реализован ряд международных проектов, включая учебные курсы для сотрудников правоохранительных органов из Беларуси и ряда зарубежных стран, курсы по укреплению потенциала государственных органов по работе с договорными органами по правам человека, тематические консультации по различным аспектам прав человека с представителями белорусского гражданского общества.
В последние несколько лет сотрудничество с УВКПЧ характеризуется высокой степенью недоверия в связи с тем, что Управление в одностороннем порядке предприняло целый ряда шагов, поддерживающих недружественную по отношению к нашей стране политику западных государств, шагов, которые не совместимы с Уставом ООН и целым рядом решений Генеральной Ассамблеи ООН и Совета ООН по правам человека.
Сотрудничество с механизмами Совета ООН по правам человека
Беларусь поддерживает универсальный периодический обзор (УПО) как уникальный механизм Совета по правам человека, представляющий собой комплексный, всеобъемлющий и основанный на универсально признанных критериях обзор ситуации с правами человека во всех странах мира. Беларусь подчеркивает важность сохранения в УПО принципов равноправия государств-членов ООН и добровольного характера в отношении выполнения рекомендаций.
Беларусь прошла три цикла УПО в 2010, 2015 и 2020 годах. В третьем цикле Беларусь получила 266 рекомендаций, из которых приняла к исполнению 156, относящихся ко всему спектру обязательств в области прав человека.
Беларусь стремится поддерживать конструктивное взаимодействие с тематическими мандатариями специальных процедур Совета ООН по правам человека, регулярно участвует в диалоге с ними в ходе сессий Совета, предоставляет информацию и комментарии на их обращения. В то же время
Беларусь убеждена в контрпродуктивности принятия политически мотивированных страновых резолюций и учреждения на их основе специальных докладчиков и иных структур, которые, как показывает практика, являются марионеточными механизмами западных государств. Поэтому белорусская сторона последовательна в своей позиции непризнания мандата специального докладчика о положении в области прав человека в Беларуси и других аналогичных страновых мандатов. Беларусь также выступает против практики учреждения в СПЧ механизмов в виде экспертов или их групп, подбор и назначение которых осуществляется в отсутствие универсально признанных государствами-членами ООН критериев и соответствующих решений, что не позволяет говорить о независимости этих экспертов.
К сожалению, в последнее время наблюдается политизация и в работе специальных тематических процедур, что выражается с их стороны в поощрении политики «двойных стандартов», предвзятом отношении к одним государствам и подчеркнуто лояльном к другим. Это также выражается, среди прочего, в отсутствии публичной реакции на документируемые нарушения прав человека в странах Запада, намеренном неиспользовании т.н. «постоянно действующего приглашения» для посещения проблемных западных государств. Несмотря на имеющиеся в западных странах системные проблемы, отдельные мандаты, в чью компетенцию входят соответствующие вопросы, свыше 10, а то и 15 лет не посещали с визитами такие проблемные страны. Мандатарии таких тематических специальных процедур со временем утрачивают к себе доверие со стороны государств и взаимодействие с ними сводится к эпизодическим контактам. Кроме того, многим специальным процедурам СПЧ свойственно отходит в своей деятельности от Кодекса поведения мандатариев.
Беларусь в знак своей открытости направила в свое время приглашение девяти мандатариям тематических специальных процедур Совета по правам человека:
- Специальному докладчику по свободе религий и убеждений;
- Специальному докладчику по вопросу о праве каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья;
- Специальному докладчику по вопросу о насилии в отношении женщин, его причинах и последствиях;
- Специальному докладчику по вопросу о правах человека мигрантов;
- Специальному докладчику по вопросу о праве на образование;
- Специальному докладчику по вопросу о праве на питание;
- Специальному докладчику по современным формам расизма;
- Специальному докладчику по современным формам рабства;
- Специальному докладчику по вопросу о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии.
Двусторонние диалоги по правам человека
На протяжении длительного времени Беларусь демонстрировала свою открытость к обсуждению проблематики прав человека и в рамках двустороннего сотрудничества. В 2015-2020 гг. белорусская сторона участвовала в двусторонних диалогах по правам человека с Европейским союзом и США, которые были свернуты из-за отхода западных стран в 2020 г. от политики конструктивного взаимодействия с Правительством Беларуси.
В настоящее время проблематика прав человека на регулярной основе обсуждается в рамках страновых объединений в Нью-Йорке и Женеве, включая Движение неприсоединения и Группу стран единомышленников. Кроме того, эти вопросы рассматриваются в ходе ежегодных консультаций между МИД Беларуси и МИД России.